|
Степан Осипович Макаров (1848 - 1904) - русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку.
В декабре 1899 г. главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором назначен Степан Осипович Макаров. Он участник многих дальних и руководитель двух кругосветных плаваний, автор более пятидесяти научных работ самого разностороннего характера: изучения морей и океанов, непотопляемости кораблей, использования артиллерии, разработки тактики морского боя. Именно он говорил о необходимости для России освоения Северного морского пути. Выступая на заседании Географического общества с лекцией "К Северному полюсу - напролом!", он напомнил о создателе первого в мире ледокола, владельце кронштадтского судостроительного и механического завода С. О. Бритневе, который сумел продлить навигацию между Кронштадтом и Ораниенбаумом на несколько недель. Бритнев еще в 1864 г. построил пароход "Пайлот", который мог влезать на льдины и продавливать их своим весом. Его идею заимствовали немецкие инженеры, специально приезжавшие в 1871 г. на Котлин. Они построили в Гамбурге мощный ледокольный пароход «Айсбрехер-1», затем 2 (перевели на немецкий язык русское слово ледокол) и порт стал круглогодичным.
Под наблюдением Макарова в Англии построили уникальный, стальной корабль "Ермак". 21 февраля 1899г он вышел в море. Путь лежал в Кронштадт. Толщина льда была свыше метра, но судно уверенно прибыло в порт. "Ермак" быстро завоевал признание на Балтике, выручив из ледового плена несколько караванов судов. Затем отправился к Шпицбергену и Новой Земле, достиг 81 градуса северной широты. Но из похода в Арктику "Ермак" вернулся с тяжелыми повреждениями. Царь запретил вести с его помощью научные исследования в Арктике, и "Ермак" превратился в кронштадтский портовый ледокол. Макаров хотя и тяжело переживал неудачи, остался доволен конструкцией корабля.
За три с небольшим года пребывания на посту военного губернатора Кронштадта он много сделал для усовершенствования порта и города. Макаров был строгим и даже суровым начальником и в тоже время был прост в общении с подчиненными и жителями города. Макаров всего себя отдавал службе, вникал в детали городской жизни. Он ввел в казармах газовое освещение, заботился о быте матросов. По его инициативе созданы вечерние классы для рабочих Пароходного завода, портовая техническая школа, три школы для детей.
После начала Русско-японской войны вице-адмирал С. О. Макаров был назначен командующим флотом в Тихом океане. Собрался он быстро, и 4 февраля 1904 г. в 9 утра в дом командира порта пришли его друзья и ближайшие помощники. Адмирал вышел к гостям, предложил присесть по русскому обычаю на минуту и затем стал прощаться с каждым, обнимая и целуя. При этом многие плакали. На улице стояла огромная толпа жителей. При появлении Степана Осиповича раздались крики "Ура!". Он, был глубоко тронут и, обращаясь к горожанам и матросам, сказал: "Спасибо, братцы, что собрались проводить меня. Там началось жаркое дело. Нужны люди, - поеду и я..." Вдоль Княжеской и Петровской улиц были выстроены моряки, тысячи кронштадтцев провожали Макарова до пристани. Уже в Порт-Артуре он получил телеграмму из Кронштадта, что по постановлению Городской Думы он избран почетным гражданином города. Однако адмиралу так и не суждено было больше увидеть Кронштадт. 31 марта 1904 г. Макаров погиб вместе со своим флагманским кораблем - эскадренном броненосцем "Петропавловск".
В 1911 г. начался сбор средств на постройку памятника заслуженному адмиралу. Морские офицеры по традиции отчисляли часть своего жалованья. В 1913 году на Якорной площади рядом с Морским собором был установлен памятник С.О. Макарову, скульптор которого - Л.В.Шервуд.
|
|