Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

Кронштадт - перспективы туризма

 
 

Кронштадт - морской район Санкт-Петербурга

    Наш тихий и уютный город имеет богатую героическими и драматическими событиями историю, которая нашла отражение в многочисленных памятниках и достопримечательностях, в сохранившихся до наших дней гидротехнических и фортификационных сооружениях. В течение многих лет Кронштадт являлся закрытым военным гарнизоном. С 1996 года туристы из разных стран посещают этот уникальный город, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
     Кронштадт - административный район Санкт-Петербурга с населением 43,5 тысячи человек. С каждым годом город преображается и благоустраивается: выполняется большой объем восстановительных работ, открываются новые памятники и мемориалы. Возрождаются кронштадтские православные святыни. В 2013 году завершится реставрация Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца - главного храма моряков Российского флота. К 100-летенему юбилею собор будет воссоздан в своей первоначальной красоте и величии.
     Всего в городе находится около 300 памятников истории и архитектуры, культуры и искусства, памятных знаков и мемориальных досок. Помимо уникальных достопримечательностей  существует ряд интересных музеев: СПб ГУ "Музей истории Кронштадта", музей «Кронштадтская крепость», мемориальный музей-квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского, мемориальный музей - кабинет А.С. Попова.

Культурно-исторические предпосылки развития Кронштадта

    На формирование городской среды Кронштадта значительное воздействие оказали развитие военно-морского флота и международных морских перевозок в западном направлении. Географическое положение города способствовало формированию его стратегической роли в обеспечении безопасности российской части акватории Балтийского моря.
     Оборонительный форпост. Кронштадт задуман Петром 1 как надежный щит Северной столицы России. С 1703 года в течение двух столетий вокруг острова Котлин возводились мощные оборонительные форты, строились береговые батареи и Центральная крепость для защиты города от вражеского вторжения. В настоящее время существует большое количество проектов использования фортификационных сооружений Кронштадтской крепости. Уже ведутся восстановительные работы на фортах «Великий князь Константин» и «Император Александр 1».
     Военный и торговый порт. Еще в первой четверти 18 века началось  регулярное сообщение Кронштадта с западной Европой. К середине 19 века город-порт ежегодно посещало до 3 тысяч морских судов из разных стран мира, поэтому в Кронштадте действовали вице-консульства многих иностранных государств. Сейчас на острове Котлин ведется создание Морского портового комплекса, первая очередь которого уже введена в действие и открыта для международного судоходства. После завершения строительства комплекса защитных сооружений от наводнений, по гребню которого проложена кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга Кронштадт станет крупным международным транспортно-складским узлом.
     Образовательный центр. Кронштадт долгое время являлся кузницей кадров военно-морского флота. В городе размещались: Морской кадетский корпус, Штурманское училище, Морское инженерное училище императора Николая I, Минный офицерский класс, Артиллерийский офицерский класс. 5 мая 1882 года была организована первая в России Водолазная школа, 12 ноября 1885 года - первая школа машинистов и кочегаров для БФ. Продолжает традиции подготовки кадров для Военно-морского флота Кронштадтский морской кадетский корпус, в скором будущем  в Кронштадте будет создан военно-учебный научный центр.
      Город морской  и воинской славы. В истории российского флота 18 и 19 веков любое значимое событие, так или иначе, связано с Кронштадтом. Отсюда уходили корабли в дальние походы и кругосветные плавания, снаряжались эскадры Российского флота, которые одерживали победы в крупных морских сражениях. Во время Крымской войны мощь Кронштадтской крепости, наличие первых в мировой практике мин и подводных преград, общей протяженностью почти 100 км вынудили англо-французский флот отказаться от атаки крепости с моря. Тем самым были нарушены коварные планы врага по захвату Санкт-Петербурга. Огромен вклад крепости и флота в оборону Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 27 апреля 2009 года Кронштадту присвоено звание Город воинской славы.

Перспективы развития Кронштадта

     В российской прессе в течение последних десяти лет о Кронштадте упоминалось 10,5 тысяч раз. О радужных перспективах «Кронштадтского оазиса» уже не первый год пишут газеты Японии и США, Англии и Голландии. Во время визита в Кронштадт в 1991 году Маргарет Тэтчер познакомилась с перспективами экономического развития города. После этого она сказала: «Балтийский форпост России имеет все шансы, чтобы за каких-то 2-3 года превратится в «русский Гонконг»». 
    Один из наиболее значимых ресурсов развития Кронштадта - его географическое положение, позволяющее реализовывать на острове Котлин многие современные проекты. Безусловным преимуществом является и пешеходный масштаб города - все объекты торговли, социальной сферы, прогулочные места доступны для жителей и гостей  города, что позволяет ему быть более комфортным для проживания туристов.
    Среди крупных инвестиционных проектов, способных оказать значительное воздействие на развитие Кронштадта, следует выделить:
    1) Завершение строительства комплекса защитных сооружений от наводнений. Расширится транзитная функция города, что повлечет развитие транспортно-логистической отрасли и комплекса придорожных инфраструктур (гостиницы, кафе, и т.д.). Это наиболее реалистичный проект. Открытие проезда по южному участку дамбы ожидается уже в 2011-2012 гг.
    2) Новое развитие получит Кронштадтский порт, который является совместным предприятием с участием иностранного капитала. Есть предложения иностранных партнеров по заходу в Кронштадт небольших паромов. Например, одним из маршрутов может стать паромная линия Котка - Кронштадт. В результате порядка тысячи туристов смогут ежедневно прибывать на остров, а уже отсюда отправляться по другим туристическим маршрутам. Конечно, для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру. В 1 квартале 2011 года начинается реализация проекта по строительству теннисных кортов. В сентябре 2011 года войдет в строй спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном.
    3) Министром обороны РФ утверждена Концепция создания Федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»». До 2013 года планируется перебазировать на территорию Кронштадтского района Санкт-Петербурга 9 военных учебных заведений и 3 военно-морских института. Численность населения Кронштадта увеличится на 20 тысяч человек. Таким образом, в Кронштадте будет осуществляться вся система подготовки кадров для Военно-морского флота России.
    4) Планируется перебазирование на территорию Кронштадтского района Санкт-Петербурга производственных мощностей ОАО «Адмиралтейские верфи» и создание судостроительного Морского кластера, в состав которого также войдут малые предприятия, работающие в области металлообработки, приборостроения, логистики. Проект строительства верфи будет способствовать не только созданию рабочих мест, но и развитию объектов социальной, жилищной, транспортной и инженерной инфраструктур.
    5) Развитие Кронштадта как российского и международного туристского центра. Ежегодно Кронштадт посещают около 100 тысяч туристов. В 2010 году благодаря организации движения теплоходов «Метеор»  из Санкт-Петербурга количество туристов увеличилось до 140 тысяч. Очень популярны у туристов, прибывающих на остров Котлин, морские прогулки на теплоходах по Кронштадтскому рейду с тематической экскурсией «Форты Кронштадта» и возможностью знакомства с фортами «Император Александр I» или «Граф Милютин». Предполагается, что в 2011 году у туристов появится возможность посетить и такие форты, как 1-й и 2-й южные, часть северных, в том числе «Обручев» и «Тотлебен».
     В последние два года Кронштадт занял устойчивое место в числе популярных пригородов Санкт-Петербурга. Несмотря на отсутствие архитектурной и ландшафтной роскоши Петергофа и Пушкина, Кронштадт с сохранившимися до наших дней крепостными сооружениями, морскими фортами, кораблями, стоящими на рейдах, возможностью организации стоянок для яхт и маломерных судов является перспективным районом для развития туризма.

Базовый сценарий развития Кронштадта

     По данным  ООО «Центр дизайна социальных программ», специалисты которого в 2010 году выполнили анализ факторов экономического исторического и социального характера, способных повлиять на будущее Кронштадта существует несколько вариантов развития города.
    Базовым сценарием развития социальной сферы Кронштадта является «Сценарий формирования фронт-центра культурных индустрий Санкт-Петербурга». В городе будут реализовываться новые, необычные для других районов Петербурга проекты, и проводиться мероприятия, направленные на внешнее позиционирование Санкт-Петербурга - конференции, форумы международного уровня в различных сферах, фестивали, ярмарки и выставки. Кронштадт останется одной из основных площадок проведения мероприятий, посвященных тематике развития военно-морского флота (День ВМФ,  День адмирала, юбилеи знаменитых адмиралов, дни художественного искусства, посвященные морской тематике).
    Кроме того, Кронштадт может стать главным центром спортивного туризма на северо-западе. Здесь можно проводить мероприятия в сфере яхтенного и иных видов спорта.
    Еще одним важным направлением мероприятий должна стать экология и экологические исследования. Кронштадт может выступать инициатором проведения «Форсайта экологических последствий экономического развития бассейна ФЗ». Предполагается строительство малого конгресс-центра, в котором стала бы возможна организация всероссийских конгрессов, конференций, форумов. Начиная с 2008 года, в Кронштадте ежегодно проводится международный экологический фестиваль искусств «Кронфест», в котором участвуют не только профессиональные художники, дизайнеры, мастера ДПИ, фотографы, артисты перформанса, музыканты и исполнители из городов России и стран Балтийского региона, но и волонтеры из Европы, студенты и школьники из Кронштадта и Санкт-Петербурга.
    Организаторы фестиваля надеются, что Кронштадт станет центром объединения творческих сил, работающих в рамках экологических проектов.
На XI всероссийском фестивале "ИНТЕРМУЗЕЙ-2009" (Москва, 25 мая -1 июня 2009 г.) проект получил специальный приз жюри "За успешный дебют".
        Для развития экологического туризма у города также прекрасные возможности. Как известно, остров Котлин - уникальная экосистема, представляющая интерес для многих специалистов. Согласно Генеральному плану развития Санкт-Петербурга на западной оконечности острова решено организовать «особо охраняемую природную территорию» (ООПТ). Создание «экологических троп», так популярных во всем мире, будет привлекать в Кронштадт  поток туристов.
    Другим значимым проектом, направленным на разворачивание базового сценария может стать создание музея высоких технологий военно-морской науки и флота, отличительной особенностью которого станет наличие подвижных технических конструкций, наглядно иллюстрирующих специфику  работы различных механизмов судов военно-морского флота, и создание в залах музея видеоинсталяций «Морские баталии крупнейших войн» (в формате 4Д).
     Музей должен быть ориентирован на предоставление длительного вида отдыха благодаря множеству разнообразных развлекательных услуг, что в свою очередь, вызовет потребность в использовании услуг общественного питания, проживания и пр. Рекреационный центр музея может включать: стилизованный фут-корт (в морском/пиратском стиле), хостел для студентов (недорогой отель с номерами в стиле кают морских лайнеров), инфо-центр (электронная библиотека о российском морском флоте), музей-кафе И.К. Айвазовкого.
    Существует также проект создания первого на северо-западе России музея кораблекрушений. Первым шагом на этом пути является выставка «История кораблекрушений» в Музее истории Кронштадта, на которой представлены уникальные предметы, поднятые с затонувших кораблей во время поисковых экспедиций проекта «Подводное наследие России».
     Таким образом, обладая уникальными туристскими ресурсами - природными, историческими, социально-культурными, в 21 веке Кронштадт должен стать не только крупнейшим портовым транспортным технологическим комплексом северо-запада России, но и культурно-историческим центром мирового значения с научно-образовательным кластером по подготовке кадров, международной школой бизнеса и комфортной средой для жителей и туристов.

Юлия КОРЖОВА

"Кронштадтский район", № 4, март

<<<< Назад