Музей подводной археологии начнется с покоса
В среду, 6 июля, в Кронштадте прошла презентация проекта Музея подводной археологии. В инспекции этой будущей музейной площадки Музея истории Кронштадта и в пресс-конференции приняли участие исполнительный директор Центра подводных исследований Русского Географического общества Сергей Фокин, директор Музея истории Кронштадта Евгений Гришко и заместитель директора института «Ленпроектреставрация» Наталья Волынская.
Канал и доки Петра Великого перестали использоваться для ремонта кораблей относительно недавно – в 2006 году. По сути разрушающиеся сегодня доки – это ямы, которые заполняются снегом зимой и зарастают кустарниками летом. Около 60 % каменной бутовой кладки стен уже подверглось губительному разрушению, гранитная кладка находится в относительной сохранности. Последнее обследование Петровского дока было выполнено в 1995 году, и, как подчеркнул директор музея Евгений Гришко, если оставить все как есть, памятнику грозит полная утрата.
Согласно приказу Министра обороны РФ №2742 от 30 декабря 2011 года док Петра Великого передан в государственную собственность города Санкт-Петербурга. Но только в октябре 2015 года решением Комитета имущественных отношений комплекс сооружений, относящихся к памятнику федерального значения (всего 9 объектов), был передан в оперативное управление Музею истории Кронштадта. Районная администрация озаботилась судьбой исторического объекта, не дожидаясь юридического оформления передачи дока. Первый конкурс проектных идей по музеефикации дока был объявлен Музеем истории Кронштадта в октябре 2011 года. О новых планах реконцепции объекта стало известно в феврале этого года.
Центр подводных исследований Русского географического общества совместно с Музеем истории Кронштадта планируют создать новый научно-просветительский центр в Кронштадте на базе канала Петра Великого. Согласно концепции, разработанной институтом «Ленпроектреставрация», Петровский док будет сохранен как объект культурного наследия, а также как действующее инженерное сооружение с частичным сохранением первоначальной функции, в том числе в качестве судостроительной верфи.
Научно-образовательная зона Центра подводной археологии будет включать исследовательские, реставрационные и консервационные отделения. Также проект предполагает организацию учебных классов, конференц-зала, лаборатории, библиотеки. Планируется, что док будет отреставрирован, после чего в нем будут сооружены специальные камеры, разделяющие его на секции. Всего планируется создать 8 камер. В первой, находящейся в южной части дока (ближе к Купеческой гавани) планируется разместить действующую верфь исторического судостроения, где по подлинным чертежам и аутентичным технологиям будут воссоздаваться исторические суда.
Сверху док будет укрыт стеклянным куполом, чтобы сохранить его от влияния непогоды. Это позволит разместить в пространстве дока уникальную экспозицию — крупногабаритные части затонувших кораблей, а также в водной среде — объекты меньших размеров, что обеспечит их сохранность. Несколько камер будут предназначены для хранения, реставрации и консервации объектов. Вода в док, как и раньше, будет поступать из залива, что позволит сохранять старинные находки. При этом сделают систему водоочистки, чтобы в музей с водой не попала рыба.
В составе комплекса предусмотрено наличие специализированной инфраструктуры, позволяющей посетителям-дайверам погружаться к объектам, а водолазам-исследователям и специалистам проводить осмотр и ремонт на экспонируемых объектах. Музейно-экспозиционная зона комплекса будет находиться на верхних уровнях перекрытого дока. В ней будут размещены реконструкции палуб и фрагменты внутренних интерьеров судов, обставленные подлинными предметами, поднятыми с затонувших кораблей в ходе археологических экспедиций.
Предпроектные разработки станут основой для рабочего проекта, который планируют создать уже в следующем году. На эти цели Музею истории Кронштадта, который выступает заказчиком, выделяют 5 млн рублей. Однако эта цифра предварительная, которая будет уточняться после проведения обследования, которое должно быть проведено до конца текущего года. Как сообщил журналистам Евгений Гришко, в 2016 году на проведение обследования дока и покос самосевной растительности в нем музею выделены 9,3 млн рублей. Конкурс на проведение этих работ будет объявлен в июле, и к концу месяца должен быть определен подрядчик.
По предварительным данным Комитета по инвестициям, вложения в проект могут составить около 6 млрд рублей. Но, как считает руководитель отдела внешних коммуникаций Центра подводных исследований Русского Географического общества Марина Давыдова, любые предположения по объемам инвестиций беспочвенны на данном этапе. Исполнительный директор Центра подводных исследований Сергей Фокин пока не готов озвучивать точные цифры.
Предварительный перечень судов, которые могут быть доставлены в док, составлен. В нем 11 позиций — от линейного корабля «Лондон», участника Северной войны, до морских бронекатеров, затонувших при обороне Ленинграда. Кроме того, экспозиция может пополниться подводной лодкой периода Первой мировой войны. Заниматься поиском объектов для будущей экспозиции будут подводные археологи — специалисты Центра подводных исследований Русского Географического общества. На сегодняшний день известно о порядке 200 найденных на Балтике затопленных судах, и каждый год находят 5 -6 затонувших кораблей. Как сообщил Сергей Фокин, любой из этих кораблей может стать потенциальным экспонатом.
Отрыть музей планируется в 2022 году, тогда же начнут заводить корабли. «Док будет заполняться кораблями несколько лет, поскольку заведение каждого объекта – это отдельное мероприятие», — уточнил Сергей Фокин. В ближайшей перспективе, как рассказал директор музея Евгений Гришко, в водосборном бассейне бывшей городской водонапорной башни на ул. Ленинградской начнутся работы по обустройству тестового участка подводного экспонирования. Исторический водосборный бассейн, стены которого выложены из такого же гранита, что и стены дока, наполнят водой и поместят в него части кораблей и иные находки, поднятые со дна Балтийского моря. Таким образом, этот бассейн, ранее использовавшийся в качестве выставочного зала музея, станет лабораторией, где будут отрабатывать технологии консервации объектов, в реальных условиях будут проводиться замеры и изучение поведения воды, конденсата, материалов и т.д. для исключения ошибок проектирования на основном объекте – Петровском доке. При этом демоверсия будущего музея подводной археологии войдет в ныне действующую экспозицию Выставки кораблекрушений Музея истории Кронштадта и будет доступна посетителям.
СПРАВКА:
Петровский док — это уникальный гидротехнический комплекс, памятник истории и культуры федерального значения площадью порядка 58 тысяч квадратных метров, построенный в 1719—1752 гг. Уникальность и новаторство инженерного решения заключалось в использовании рельефа местности для быстрого осушения дока, что позволяло уже через 24 часа приступить к ремонту судна. Вода из дока сливалась через глубокий овраг в специально оборудованный бассейн, и оттуда перекачивалась обратно в залив. В Европе для этих целей использовали систему приливов и отливов, что на Финском заливе невозможно. Благодаря тому, что док изначально был задуман в габаритах, значительно превышающих габариты судов, строившихся в XVIII веке, до наших дней док эксплуатировался по прямому назначению: как для ремонта, так и для постройки или разборки кораблей.
"Кронгазета" № 26 (330) от 11 июля 2016г.