Жюльен Сало
1 июня — 3 июля
Жюльен Сало
Инсталляция « Звездные Арахны»
В рамках Кронштадтского международного экологического фестиваля искусств "Кронфест"
Музей истории Кронштадта
Ул. Ленинградская, д.2
Чучела животных, видео, фотографии, аудио
Арахной звали греческую мастерицу, желавшую превзойти в мастерстве ткачества саму Афину и превращённую за это в паука.
Для Жюльена Сало образ Арахны является наилучшим символом Художника, призванного соединить разорванные связи человека и его окружения, другими словами – экологию человека.
Обладатель университетского диплома по биохимии и этнологии, Жюльен Сало сблизился во время исследовательских поездок в леса Гвианы с местными племенами. Эта дружба стала для него определяющей, убедила покинуть стены университета и обратиться к художественным практикам, которые позволяют воссоздать личную экологию.
Одним из основных путей её восстановления является для Сало изменение отношения к Животному. В разговоре с журналистами он цитирует слова Леви-Стросса: «История Западного человека последних четырёх столетий с максимальной ясностью показывает, что присваивая себе право радикального разделения человека и животного, наделяя первого тем, в чем отказано второму, он вступает на пагубный путь. Эта граница будет постоянно смещаться и послужит вскоре отделению одной группы людей от другой, требования все больших привилегий для узкого меньшинства во имя декретирующего себя гуманизма, построенного на принципе самолюбования».
Жюльен Сало ставит перед собой задачу быть одновременно и внимательным наблюдателем за животными в природе и исследователем животного начала в себе, стать и охотником и добычей.
В постоянных поисках зазора, в который может пробиться свет смысла, он использует в инсталляциях чучела животных. Эти чучела вызывают у зрителя обычно смешанное чувство притяжения и отвращения, которое служит неиссякаемым источником энергии для воображения.
Сало тщательно опутывает чучела нитями паутины, как бы ловя в эти сети взгляд посетителя музея, приглашая к медитации, к неспешному распутыванию клубка образов. Эти нити похожи на материализацию ауры тайны, исходящей от тел животных. Или на кокон с мерцающими звериными очертаниями. Или на доисторические наскальные росписи, покрытые загадочными насечками, смысл которых до сих пор не разгадан учёными.
Другая постоянная тема Жюльена Сало – ноктолопия, возможность ночного видения. В представленных на инсталляции видеофильмах фигура человека опутана тончайшими нитями, чувствительными к ультрафиолетовому излучению. В темноте человек пропадает, остаются только звездные нити, повторяющие движения чистого духа.
Прежде чем войти в его вселенную, следует отчасти отказаться от нашей гигиенической рациональности, наших привычных представлений о форме, о хорошем и дурном вкусе. Эта предварительная работа поможет избежать всяких попыток сравнения, которым грешит современное искусство, когда вся критическая мысль сводится к формальным поискам сходства, аллюзий или откровенного цитирования работ других художников.
В случае Жюльена Сало подобные упражнения бесполезны: он не стремится занять своё место на шахматной доске современных практик. Определить его работы как «чучела животных, нитки, гвозди, и прочие странности» значит упустить всё, что хотел выразить художник.
В действительности его работа — это манифест всех переходных состояний, нелинейности событий, обособленных мест и пространств, которые словно накладываются друг на друга, образуя неожиданные и неустойчивые формы — истинные произведения искусства.