|
"ПРОДВИНУТЫЕ" ИЛИ "ОТСТАЛЫЕ"...КУДА МЫ КАТИМСЯ?
«Культура молодежи: состояние, проблемы, перспективы».
В Музее истории Кронштадта прошла научно-практическая конференция «Культура молодежи: состояние, проблемы, перспективы», организованная Информационно-культурным центром СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта».
В работе конференции частвовали представители образовательных учреждений, учреждений культуры и общественных организаций, старшеклассники школы №425. Встреча проводилась, чтобы привлечь внимание к проблеме воспитания молодежи, информировать о молодежных движениях и новых проектах в образовательной деятельности музеев.
В рамках конференции в Музее истории Кронштадта состоялся круглый стол для представителей организаций района: «Диагностика культурного регресса», во время которого обсуждались волнующие всех насущные вопросы: изменение культуры молодежи в последние десятилетия; диагностика нынешнего состояния культуры; сохранение культурного наследия Кронштадта; планирование мероприятий для культурного уровня развития молодежи.
Участники круглого стола пришли к выводу, что в советское время уровень культурного развития молодежи был значительно выше. Сейчас в нашей стране происходит этап переосмысления всех сфер жизни, в том числе и культурных ценностей, и дальнейшая судьба культуры России во многом зависит от духовного состояния и гражданской позиции российской молодежи.
Чтобы узнать и осмыслить эту позицию, сотрудники ИКЦ провели опрос около 500 старшеклассников Кронштадта. Большинство старшеклассников не состоят ни в каких кружках. Кризисное состояние общества привело к тому, что молодежь в своем досуге чаще отказывается от коллективно-организованных форм проведения свободного времени и тяготеет к бытовой среде, качество которой не слишком способствует их духовному росту.
"Ничто так не выдает возраст, как жалобы на молодежь". Эдлай Стивенсон
На вопрос анкеты: «Каких культурных заведений не хватает в нашем городе?» были даны ответы: нормального кинотеатра, молодежных клубов, джаз-кафе, театров, боулинга, тренажерного зала, аквапарка, спортивного комплекса, фотостудии в аренду, пункта общественного питания «Макдоналдс».
Тем не менее в Кронштадте есть подростковые клубы и другие досуговые учреждения. О трудностях, с которыми приходится сталкиваться их работникам из-за скудного финансирования и (как следствие) скромной инфраструктуры, на конференции рассказала Ахтямова Нелля Дамировна, педагог-организатор СПб ГБУ «Кронштадтский Дворец молодежи» ПМК «Ровесник».
Самая большая проблема - привлечь молодежь к организованному проведению свободного времени. На вопрос анкетирования: «Как вы проводите досуг?», большинство школьников ответили, что играют в компьютер или сидят в Интернете. Были названы и другие варианты: рисую, изучаю японский язык, французский язык, играю на фортепьяно, участвую в военно-патриотических сборах, играю в бильярд, изучаю историю Кронштадта, работаю в автосервисе, гуляю. К сожалению, таких ответов было немного.
Большинство опрошенных старшеклассников из предложенных вариантов проведения досуга отдали предпочтение просмотру телепередач и фильмов. Но, мы знаем, что содержание "зомбоящика" не может не тревожить. Многие программы телевидения способствуют росту криминальных проявлений, агрессивности, негативному отношению к старшему поколению.
"Телевидение - это когда люди, которым нечего делать, смотрят на людей, которые ничего не умеют делать". Фред Аллен
Безоговорочная популярность кино объясняется демократизмом и доступностью этого вида искусства, особенно когда реальной альтернативы содержательному проведению досуга молодежи нет. Вместе с тем результаты опроса демонстрируют рост в молодежной среде интереса к другим видам искусства, начиная с фотографии и киносъемки, и заканчивая архитектурой.
К сожалению, наблюдается снижение интереса к литературе и к чтению книг. Отношение молодежи к образованию, их уровень знаний оставляют желать лучшего. Большинство молодых людей не умеют логически мыслить, стройно и убедительно формулировать свои идеи.
Конечно, процессы, влияющие на уровень культуры молодежи, во многом зависят от ситуации, которая складывается во всех сферах жизни нашего общества, и от способности государственных органов целенаправленно осуществлять молодёжную культурную политику. Но многие проблемы можно решать и на местах. Именно поэтому в последнее время появляется много общественных молодежных движений и организаций. На конференции этому вопросу было уделено особое внимание.
Ольга Петранкова, помощник штаб-инструктора Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), рассказала о том, как воспитывает патриотов организация, зародившаяся более 100 лет назад и ставшая прообразом пионерского движения. В Кронштадте набор детей в отряд разведчиков проводился с осени 2011 года -сначала при Владимирском соборе, далее при 427 школе. Ребята участвуют в различных мероприятиях, походах, паломнических поездках. Разведчики из Кронштадта и Санкт-Петербурга совместно с заместителем директора по научной работе Музея истории Кронштадта Екатериной Казаковой мастерили пасхальные открытки для больных людей, находящихся в кронштадтском хосписе. Сейчас разведчики ищут руководителей и заинтересованных лиц. Все, кто готов оказать поддержку этому движению в Кронштадте могут обращаться в информационно-культурный центр.
Еще одним видом культурного просвещения и досуга молодежи является историческая реконструкция, о которой на конференции рассказала Мария Горшенина, помощник руководителя клуба исторической реконструкции «Дружина варягов «Ульвгард». Воспроизведение событий и колорита былых времен является мощным инструментом мотивации российской молодежи к изучению истории, здоровому образу жизни, отказа от социально опасного поведения.
Кроме того были представлены презентации и доклады: - «Создание имиджа социальных проектов как инструмента вовлечения молодежи в волонтерство» Ю.А. Титовой, директора благотворительного магазина «Спасибо!»; - «Деятельность молодежного совета» А.А. Романчука, члена молодежного совета при администрации Кронштадтского района; - «О проекте Центрального музея связи имени А. С. Попова «Детиссимо» С. Б. Серебряковой, старшего научного сотрудника Центрального музея связи имени А. С. Попова; - «Опыт работы ГПМИР с учащимися старших классов и студентов: командные игры и тренинги» А.А.Аджемовой, ведущего специалиста Государственного музея политической истории России.
Также в процессе работы конференции состоялась дискуссия по вопросам: "В чем основная причина проблем современной молодежи?" и "Какие факторы могут привлечь молодежь к участию в культурной жизни города?".
Среди основных причин низкого уровня культурного развития молодежи были названы: компьютерная зависимость, отсутствие пропаганды активной жизненной позиции, доступность интернет-информации низкого качества, отсутствие духовного воспитания, в том числе религиозного, непонимание и неучастие взрослых в решении проблем, с которыми сталкиваются подростки.
Отсюда следует, что решение проблем нашей молодежи нужно начинать с взрослых, то есть с самих себя. Ни для кого не секрет, что часто имеет место ситуация, когда педагоги не только в школах, но и в других образовательных и досуговых учреждениях работают не для достижения положительного результата, а «для галочки». Такая же ситуация происходит во многих семьях, когда родители по многочисленным причинам не уделяют должного внимания детям.
"Плоды акселерации растут быстро, но созревают медленно." NN
От того, какой будет молодежь, зависит сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей, цивилизованная интеграция России в мировое сообщество. Взрослые должны проявлять интерес к проблемам детей, оказывать им всевозможную поддержку. Молодежь сама хочет принимать участие в организации культурных мероприятий и совместно с государственными организациями заниматься реализацией интересных проектов.
В обсуждении вопросов конференции активное участие приняли старшеклассники школы № 425. Состоявшийся диалог был интересен всем участникам конференции, и хочется верить, что пожелания представителей современной российской молодежи будут учтены в работе государственных и культурно-образовательных организаций.
Информационно-культурный центр СПб ГБУ «Музей истории Кронштадта»
|
"СПБ.РАЙОНЫ.КРОНШТАДТСКИЙ", №10, май
<<<< Назад
|
|