Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

П.К.Пахтусов

 

Пётр Кузьмич Пахтусов (1800 - 1835) - русский мореплаватель и гидрограф.

В Архангельске на Соломбальском кладбище есть могила, на надгробной плите надпись: «Подпоручик корпуса Штурманов и кавалер Петр Кузьмич Пахтусов умер 7 ноября 1835 года от понесенных в походах трудов и д... о...» (2 последние буквы расшифровывались современниками как начальные буквы слов «домашних огорчений»).

Пахтусов родился в Кронштадте в семье моряка, который имел звание шкипера, одно из самых низших на флоте. Отец вышел в отставку, когда Пете не исполнилось и 7 лет, семья постоянно испытывала материальные трудности. Нужда заставила семью переехать в Сольвычегорск, где жизнь была дешевле, вскоре умирает отец, и мать в поисках работы переезжает в Архангельск. Первое образование Петя получает в военно-сиротской школе, знакомится с поморами, зверобоями, моряками. Он учился примерно и по окончании школы был направлен в штурманское училище. Через 3 года, в 1820 году Пахтусов получает звание штурманского помощника унтер-офицерского класса и по личной просьбе отправляется для дальнейшего прохождения службы в Архангельск на гидрографическое судно.

В 1821 г. Пахтусов вошел в состав экспедиции под руководством штурмана Иванова, с целью описать побережье и устье Великой северной реки Печоры. 11 лет Пахтусов занимается топографической съемкой устья Печоры и побережья Северного Ледовитого океана от Канина Носа до острова Вайгач.

В 1828 году Пахтусова производят в прапорщики, а 3 года спустя в подпоручики. Еще в период работы на Печоре он отправляет в Петербург проект по исследованию Новой Земли, который был одобрен, но отложен по причине отсутствия ассигнований. Тогда Пахтусов обращается к торгово-промышленной компании Брандта с предложением взять на себя расходы на экспедицию, за это им гарантируется свободный промысел морского зверя в Ледовитом океане. Было решено отправить 2 судна: шхуну «Енисей» под командой лейтенанта Кротова и карбас «Новая Земля» под командованием Пахтусова. «Енисей» должен был пройти через пролив Маточкин шар в Карское море и затем следовать к устью Енисея. Судно Кротова разбилось у западного входа в пролив Маточкин Шар; и вся команда погибла.

Карбас Пахтусова, 1 августа 1832 года, вышел из Архангельска, достигнув Новой Земли, команда зазимовала на ней. Пахтусов с самого начала имел одинаковую пищу с командой и во всех трудных работах участвовал лично. Поход длился 440 суток. Дойдя до фактории промышленников в устье реки Печоры, Пахтусов сдал на хранение свой карбас, а сам на оленях достиг Архангельска, откуда вместе с коллекциями и материалами отправился в Петербург.

Кроме описи берегов и промера глубин заливов и бухт, экспедиция Пахтусова выполнила наблюдения над течениями, проливами и отливами, произвела астрономические определения во многих пунктах острова. Растения, собранные Пахтусовым, были переданы в Петербургский ботанический сад, а минералы в музей Академии Наук. Пахтусов обнаружил на Новой Земле залежи каменного угля и предложил промышленное их освоение, тем самым наметил перспективы развития этого сурового края. Он изъявил желание повторно пойти к Новой Земле и продолжить ее исследование, была снаряжена вторая экспедиция, оснащенная значительно лучше первой. Теперь в распоряжении Пахтусова были шхуна «Лейтенант Кротов» и карбас «Казаков» под командованием кондуктора корпуса штурманов А.К. Цивольки. Экспедиция состояла из 16 человек. 2 экспедиции на Новую Землю по своим результатам превзошли исследования их предшественников, в том числе и работы, выполненные Литке за 4 плавания к этим берегам.