Г.П.Вишневская
Галина Павловна Вишневская родилась 25 октября 1926 года - выдающаяся российская певица (лирико-драматическое ), художественный руководитель государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы " Центр оперного пения под руководством Галины Вишневской ". Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде, но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке - с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным. С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1951 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре стала "козырной картой в колоде Большого театра", ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых - Татьяна в "Евгении Онегине" и Лиза в "Пиковой даме" П. И. Чайковского; Купава в "Снегурочке" Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в"Каменном госте" А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в "Метрополитен-Опера", Нью-Йорк); "Тоска" и "Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини. В 1955, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого впоследствии виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович - сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира. Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом,А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров,И. К. Архиповой, за рубежом - Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра "Ла Скала","Турандот", Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу). В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж вследствие организованной властями травли в наказание за поддержку, оказанную им преследуемому Александру Солженицыну, проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли. Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович за помощь инвалидам-эмигрантам - ветеранам Первой Мировой были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории. Оставив оперную сцену, выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХАТ (роль Екатерины Второй в пьесе Е. Греминой "За зеркалом"), сыграла главные роли в кинофильмах "Провинциальный бенефис" (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и "Александра" (2007, режиссёр А. Сокуров). С 2002 года - руководитель Центра Оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 - председатель жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге. В 1984 году ею была написана книга "Галина", в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает правительство СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках. |
||