Размер шрифта:AAAAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Изображения: Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель
Главная \ Информационно-культурный центр \ Публикации \ Публикации \ Первые итоги туристического сезона

Первые итоги туристического сезона

 

      Наверное, все мы замечаем, насколько увеличился поток туристов в наш город. В иные дни вереницы автобусов стоят вдоль улицы Макаровской, на Якорной площади. Мы рады гостям, и готовы всячески способствовать тому, чтобы они полнее могли ознакомиться с историческими и культурными достопримечательностями города морской славы. Не забываем и о проблемах, что мешают развитию туристической отрасли, и путям их разрешения.  Чему, в частности, способствуют и социологические исследования данной области деятельности, которые мы хотим предъявить вниманию читателей газеты «Общество и власть». Туристско-информационный центр Исторического архитектурно-художественного музея г. Кронштадта, созданный в январе текущего года, провел исследование на предмет туристической привлекательности нашего города и недостатков в этой сфере. Оно осуществлялось в форме анкетирования туристов и экскурсантов, а также анализа обращений в ТИЦ жителей Кронштадта и его гостей.

 Исследование показало, что город посещаем мужчинами и женщинами практически в равных долях с небольшим преобладанием последних:  47% и 53% соответственно. Если соотнести данный результат с демографической ситуацией на сегодняшний день, то можно говорить даже о несколько повышенном интересе к городу со стороны мужской аудитории. Причинами такого интереса могут являться исторические особенности города и его функциональная нагрузка, а также большое количество военных объектов, ставших впоследствии предметами туристского интереса.

Вопреки ожиданиям (предполагалось, что основной тип туриста, посещающего Кронштадт - это, так называемый, «турист с рюкзаком», т.е. аудитория от 18 до 25 лет) в ходе исследования было выявлено преобладание более зрелого и более платежеспособного сегмента: возрастная группа от 30 до 45 лет составила 31,6% всех опрошенных. Однако, следует заметить, что почти каждый пятый исследуемый входил в группу 25-30 (18,4%), и, практически, каждый четвертый турист, посещающий Кронштадт, представлял старшую группу (45-55 и выше).

Как показало исследование, почти каждый пятый респондент является представителем управленческого персонала (17% опрошенных - руководители, предприниматели, топ-менеджеры предприятий). Город также любим инженерами и медиками (11% и 8% соответственно). Достаточно высок процент, так называемых, льготных категорий населения (11% пенсионеры и 11% студенты). Основное количество туристов и экскурсантов прибывает в Кронштадт из  Санкт-Петербурга и Ленинградской области (44,4%). На втором месте - Центральный регион, Москва и МО (16,7%). Приятно отметить интерес со стороны Уральского федерального округа (порядка 11% опрошенных). Низкий процент иностранных гостей свидетельствует о необходимости улучшения информирования и сотрудничества на международном уровне.

Версия «знал о Кронштадте с детства» была особенно популярной среди опрошенных (почти 50%). 18,4% узнали о городе от друзей и знакомых. 5,3% - из средств массовой информации, надо отметить, что в целом данный процент очень невелик. Здесь имеет смысл говорить о недостаточном освещении в общероссийских средствах массовой информации жизни города. Совсем незначительный процент (2,6%) составили Интернет и туристические фирмы, что свидетельствует фактически об отсутствии предложений от турфирм, работающих «в» и «с» Санкт-Петербургом по Кронштадту, как месту туристического интереса.

Почти половина респондентов (42,9%) посетили город впервые. Треть (31,4%) посещают Кронштадт несколько раз в год.  Однако, как правило, несколько раз в год город посещают жители СПб и ЛО. В то время как жители регионов, более удаленных от Северо-Запада РФ, демонстрируют низкий процент повторных посещений. В целом это свидетельствует о необходимости улучшения туристской инфраструктуры, качественного роста ее объектов.

Средняя продолжительность пребывания в Санкт-Петербурге, при которой турист посещает Кронштадт, составила 3-4 дня (45,5%).  Это результат, который свидетельствует о том, что Кронштадт занимает центральное место в пятерке пригородов СПб (после Петергофа и Пушкина).

Следует также отметить достаточно низкий процент посещений при пребывании в СПб на протяжении 7-8 дней и достаточно высокий (36,4%) - при пребывании на протяжении 9 дней и более. В целом это свидетельствует о необходимости более эффективного информирования туристов о городе.

Основная причина для посещения Кронштадта -  это интерес к объектам культуры и истории города. 90% респондентов в качестве цели поездки отмечают культурно-познавательный туризм.  Низкий процент по целям, связанным с паломничеством, свидетельствует скорее о том, что паломники редко испытывают интерес к туристским объектам, на которых проводилось исследование. Надо отметить, что в целом город очень популярен среди паломников. Интересно, что 10% опрошенных приехали в город для решения деловых вопросов. В целом процент невелик, но он также свидетельствует о  возможности развития данного вида туризма.

Неожиданным оказался тот факт, что Кронштадт занимает 3-е место в пятерке пригородов Санкт-Петербурга после Петергофа (26%) и Пушкина (26%). Остальные пригороды (Сестрорецк, Ломоносов, Выборг, Павловск, Гатчина) демонстрируют достаточно низкий процент интереса (10%).

Большинство респондентов оценили уровень экскурсионного обслуживания в городе на «отлично» и «хорошо», 48,3% и 44,8% соответственно. Здесь можно говорить о необходимости улучшения подачи материала экскурсоводами туристам, что бы увеличило процент отличных оценок и, соответственно, повторных посещений.

Участникам опроса предлагалось оценить деятельность соответствующих учреждений сферы туризма нашего города по 5-ти балльной шкале. К сожалению, сувенирные магазины и музеи Кронштадта оцениваются в среднем на удовлетворительно (3,7% и 3%). Чуть выше туристы оценили деятельность кафе и ресторанов города (4,5%). Некоторые, особенно отмечали хороший уровень работы ресторана «Аустерия». Низкая оценка деятельности гостиниц связана в первую очередь с тем, что абсолютное большинство опрошенных не оставались в городе более чем на сутки, и соответственно, не могли оценить данный критерий.

Проведенное исследование показало общее  хорошее впечатление от города: в целом 96% и 97% респондентов соответственно считают, что их ожидания оправдались и готовы посоветовать друзьям посетить наш город.

Наибольший интерес у туристов вызывают такие достопримечательности города, как Морской Собор, Петровский парк, ансамбль Якорной площади.

В качестве основного вывода настоящего исследования можно отметить, что оценка туристской привлекательности города достаточно высокая. В целом, у города есть потенциал к росту. Для этого возможно увеличить информирование о городе через средства массовой информации, задействовать инструментарий рекламы. Следует также уделить внимание информированию туристов внутри города, облегчению их пребывания и ориентирования в Кронштадте. Здесь возможно использование дополнительных рекламных и нерекламных средств для предоставления информации о городе, его объектах истории и культуры.

Для увеличения процента повторных посещений города следует уделить внимание контролю качества предоставления туристских услуг как экскурсионных, так и осуществляемых иными объектами туристской инфраструктуры (как то - музеи, кафе, рестораны, сувенирные магазины). Даже не используя большой объем инвестиций, здесь также возможно улучшение через привлечение инструментария стимулирования сбыта, что в целом будет способствовать росту лояльности к объектам города.

Исследование показало, что Кронштадт - перспективный район для развития туризма. При отсутствии архитектурной и ландшафтной роскоши Петергофа и Пушкина, Кронштадт занимает устойчивое место в пятерке лидеров среди пригородов и вызывает большой интерес у гостей и жителей Санкт-Петербурга. Здесь также есть возможности к росту. Поскольку большой процент экскурсантов - это жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то возможно дополнительное использование рекламных средств для расширения этого сегмента.

В свою очередь, тенденции рынка указывают на будущее вступление Санкт-Петербурга в пятерку ведущих европейских туристских центров. Это свидетельствует о том, что в ближайшие годы, совместно с ростом туристской посещаемости СПб, туристический поток в Кронштадт существенно возрастет.

Туристско-информационый центр музея пока лишь заявил о себе и о своих услугах, а также наметил основные направления своей деятельности в текущем году. Но уже сейчас отзывы жителей и гостей города, побывавших в ТИЦ - только положительные. Для примера проведем лишь одно из них: «Очень понравилось путешествовать по вашему городу. Он чистый, уютный, доброжелательный. Спасибо большое жителям Кронштадта. И еще - у вас очень удобный инфоцентр». Кроме того, высказаны следующие пожелания: «Установить стенды с картой города на улицах, рекламировать теплоходные экскурсии. Необходимо больше информации о городе и фортах». «Надо наладить тесные деловые контакты в целях обслуживания туристов из Франции, т.к. Кронштадт - уникальный город!». «Туризм развивать надо обязательно. Наверняка в Кронштадте можно создать не только туристическую инфраструктуру, но и пляжную. Чем больше туристов, тем лучше!»

Кронштадтцы считают, что Центр создан очень своевременно. Это подтверждает и статистика заявок на экскурсионное обслуживание, поступающих от различных турфирм, учреждений и организаций, школ, от частных лиц - их количество увеличивается с каждой неделей летнего туристического сезона, начавшегося в мае. Значит, усилия районной администрации и дирекции Исторического музея города по всемерному развитию сферы туризма в Кронштадте с помощью открытия ТИЦ - не напрасны.

Татьяна ЕРМАКОВА

"Общество и власть",  № 10, июль

<<<< Назад